Preview

Лингвистика и образование

Расширенный поиск
Том 2, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

Филология

6-19 52
Аннотация

Проанализирована проблема создания терминологических словарей различной адресности. Предложены варианты двухуровневого построения словарной статьи для терминологического словаря, пользователями которого являются как обучающие, так и обучаемые. Семантизацию терминов на любом из уровней предлагается реализовывать только в форме дефиниции и поддерживать дидактическим контекстом и системой отсылок, обеспечивающих включение когнитивных способностей обучаемого для овладения соответствующей терминосистемой. Приведены примеры словарных статей из ранее опубликованных учебных пособий.

20-26 24
Аннотация

Рассмотрены медицинские термины с колоронимами. Описаны причины появления новых терминов с колоронимами, их значение для современной медицины. Изучено возникновение новых терминопонятий и их функционирование в медицинском дискурсе. Выявлено, что новые медицинские термины получают эмоциональное осмысление по причине возникновения нового типа знания. Анализ медицинской литературы подтвердил, что любой цвет служит для образования новых терминов в языке медицины и используется для описания новых болезней, их диагностики и лечения.

37-34 24
Аннотация

В статье обращается внимание на необходимость изучения грамматических средств языка в художественном произведении для понимания замысла автора, его логики, смысловой структуры произведения, характеров персонажей. В статье указывается, что автор неслучайно выбирает те или иные языковые средства, поскольку интуитивно чувствует их возможности для достижения своей цели. В статье предпринята попытка установить взаимосвязь между грамматическими средствами языка и теми значениями, которые ими передаются в диалогическом тексте, на морфолого-синтаксическом уровне. Анализ морфологических и синтаксических средств, используемых А.П. Чеховым в простых односоставных сказуемостных предложениях, подтвердил гипотезу, что грамматика, несмотря на абстрактность своих языковых единиц, релевантна в выражении художественных смыслов, точна в детализации образов. Та или иная частотность односоставных сказуемостных предложений, разные формы глаголов, выражающие определённые значения, делают реализацию художественной концепции автора более яркой, доказательной, выразительной.

35-44 18
Аннотация

Цель данной статьи – доказать важность изучения происхождения и исторических условий функционирования термина для более полного овладения его концептуальной наполненностью. Автор статьи делает попытку доказать, что исторические условия появления и развития аптечного дела во Франции и в России обусловили различие в концептуальном содержании наименований фармацевтической специальности в двух странах. На примерах изучения и сравнения терминов «фармацевт», «аптекарь», «провизор» в русском и «pharmacien», «apothicaire» во французском языках показывается различие культурно-исторического компонента в значении терминов apoticaire/аптекарь и pharmacien/фармацевт, что также влияет на различие их языкового статуса в каждом языке.

45-53 17
Аннотация

В современной лингвистике существуют разнообразные подходы к определению понятия дискурс. В статье рассматривается взаимосвязь дискурса с формализмом и фунционализмом, которые с точки зрения прагмалингвистики по-новому раскрывают взгляды на лингвистические явления и природу языка. Приводятся основные позиции формализма и функционализма, рассматривается связь данных направлений между собой. Анализируя разные трактовки понятия «медицинский дискурс», автор делает вывод, что формальный и функциональный подходы актуальны при изучении медицинского дискурса как институционального.

54-64 21
Аннотация

Цель данного исследования заключается в изучении наименований одной из лексико-семантических групп русского языка − народных наименований патологических состояний, а также их происхождение и развитие в мотивологическом ключе. В данной статье рассмотрен ряд нетерминологических наименований патологических состояний и симптомов, отражающих знания человека о медицине прошлых столетий, причины их возникновения. Автором выделены три группы номинаций, мотивированных определенными признаками. Актуальность данного исследования заключается в реконструкции архаического видения и представлений о патологических состояниях с целью последующего анализа принципов их номинации.

Науки об образовании

65-75 26
Аннотация

Cтатья представляет собой описание концепции учебного пособия, предназначенного для изучения русского языка как иностранного стажерами МГЛУ. Цель данной статьи – дать представление об инновационной модели учебных материалов для работы с учащимися краткосрочных форм обучения (уровень владения русским языком не ниже B1). В ходе исследования авторы приходят к выводу, что описываемое учебное пособие обобщает и систематизирует современные достижения лингвистики и методики преподавания РКИ и может быть использовано для оптимизации процесса обучения русскому языку как иностранному студентов краткосрочных форм обучения с разным уровнем владения русским языком внутри одной группы.

76-82 24
Аннотация

В данной статье рассматриваются понятия «критическое мышление», данные разными психологами, и характеризуются основные принципы и этапы критического мышления. Развитие критического мышления – важнейшее условие успешной профессиональной деятельности специалиста-медика. Автор статьи описывает приемы и задания, применяемые для развития критического мышления у студентов-медиков на занятиях латинского языка. Следует отметить, что каждый студент в группе должен иметь возможность принять участие в работе. При этом в аудитории необходимо создать комфортные условия, исключающие недоверие и эмоционально-нравственную напряженность.

83-91 20
Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам языковой адаптации мигрантов в полиэтнической среде России. Актуальность поставленной проблемы обусловлена увеличением миграционных потоков на территории Российской Федерации. Демографическая ситуация в нашей стране позволяет рассматривать миграцию из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении как рабочий потенциал принимающей стороны. В этих условиях принципиально важной является языковая адаптация мигрантов-билингвов и инофонов с разноуровневым владением русским языком – русским языком как иностранным, русским языком как неродным, русским языком как родным – в русской языковой среде. Цель настоящего исследования состоит в изучении трудностей языковой адаптации в поликультурной среде (период 2019-2022 гг.), а также особенностей коммуникативного поведения мигрантов-билингвов и инофонов в условиях полиэтнической среды Российской Федерации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9519 (Online)