Preview

Лингвистика и образование

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

Лингвистика

5-18 82
Аннотация

Целью работы является выявление когнитивных оснований для исследования дискурсивной личности ветеринара. Работа выполнена на материале русской поэзии и прозы XVIII-XXI веков. Контексты для анализа были выделены при помощи Национального корпуса русского языка и ресурса Kartaslov.ru. В ходе исследования описаны когнитивные признаки, характеризующие зафиксированный в художественной литературе типаж человека, лечащего животных. Делаются выводы о противоречивости этого типажа, о преобладании оценочных компонентов с негативной окраской при его характеристике, о слиянии понятий «коновал» и «ветеринар» в русской художественной литературе.

19-27 16
Аннотация

Целью данной статьи является анализ формирования субстантивированных прилагательных в латинском, русском и французском языках как результат действия коммуникативной и когнитивной функции в медицинской терминологии. В процессе коммуникации в биноминальных терминах N+Adj существительное эллиптируется, прилагательное получает референциальное значение всего биноминального термина и статус существительного. Деривация субстантивированных прилагательных из конструкции N+Adj дает основание называть его эллиптической конструкцией. Анализ примеров из словарей и из медиатекстов показал, что лексикализация субстантивированных прилагательных проходит по-разному в каждом языке и не у одних и тех же терминов.

28-34 20
Аннотация

В настоящей статье представлена специфика репрезентации научнофилософской картины мира К.Э. Циолковского, основанной на принципе синтеза двух концептуальных понятий – атом и дух. Интегрирование базовых концептов, в свою очередь, распространяет когнитивно-дискурсивный потенциал на все уровни языка и языковой личности исследуемого автора. Данный пример демонстрирует механизм зависимости языковой и ментальной уровней миромодели. Внутренняя структура исследуемого объекта раскрывается в русле когнитивно-дискурсивного подхода к исследованию лингвистических явлений, позволяющего выявить специфику речемыслительных операций субъекта речи. Проведенный анализ концепта вскрыл синкретическую природу авторского метода моделирования научно-философской картины мира.

35-47 29
Аннотация

Анализируется актуальный для настоящего времени эмоциональный вызов природы – пандемия COVID-19. Привлекается теоретическая пирамида Абрахама 
Маслоу для демонстрации важнейшей для этого вызова потребности человека в его безопасности. Анализируется лексико-синтаксический словарь под предложенным автором названием «Ковидемы». Проводится стилистическая дифференциация ковидем на три группы: медико-административные; саркастичные; разговорно-ироничные. Делается заключение о значительном месте экологически-маркированных номинаций с превалированием негативного отношения к пандемии. Подчеркивается защитная рефлексия человека, говорящего в шутливо-иронической номинации к его жизненной опасности. Устанавливается, что принцип А. Маслоу о безопасности является доминантным в психоэмоциональной ситуации пандемии COVID-19.

ОБРАЗОВАНИЕ

48-73 17
Аннотация

В статье анализируются результаты анкетирования иностранных студентов, направленного на выявление проблем и трудностей, связанных с дистанционным обучением в период пандемии. В анкетировании приняли участие студенты Волгоградского государственного технического университета. На основе мнения обучающихся формулируются плюсы и минусы системы онлайн-образования, устанавливаются способы самосовершенствования в период вынужденной изоляции, характеризуются ожидания студентов, связанные с новым учебным годом. Рассматривается анкетирование как метод эмпирического исследования, описываются виды, формы, способы и функции анкетирования; структура и содержание анкеты; устанавливаются особенности анкетирования в иностранной аудитории.

74-83 18
Аннотация

В статье описывается разработанная автором личностно ориентированная системная иерархическая модель преподавания иностранных языков. Необходимость и актуальность данного похода обусловлены изменениями потребностей в изучении иностранных языков и очевидными недостатками традиционных подходов. Предлагаемая модель представляет собой обучающую систему, в центре которой находится языковая личность с ее потребностями, интересами, возможностями, приобретенным опытом и навыками. Модель состоит их трех этапов или сфер коммуникации: сфера обиходно-бытового общения (базовый курс), сфера делового общения, сфера профессионального общения. В качестве основной дидактической единицы данного подхода выступает текст как система, объединяющая и актуализирующая грамматические и лексические единицы языка.

ХРОНИКА/РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9519 (Online)