Роль лексических единиц в формировании активного и пассивного словарного запаса у студентов, в свете коммуникативного подхода при обучении иностранному языку
https://doi.org/10.48612/astgmu/2022-2-4-83-98
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Динамичное развитие науки, техники, медицины и гуманитарных технологий приводит к постоянному обогащению языка научными терминами, профессионализмами. В этой связи владение обучающимися профессиональноориентированной и общей лексикой становится важнейшей задачей при преподавании иностранному языку в вузе. К сожалению, отечественная практика обучения лексической стороне речи зачастую не приносит желаемых результатов. Проблемные вопросы можно обнаружить на всех этапах организации работы с иноязычным вокабуляром. Главная причина плохого усвоения общей и профессионально-ориентированной лексики, по нашему убеждению, кроется в неправильном структурировании упражнений, направленных на ее отработку и использование в речи. Мы предполагаем, что решение данной темы обсуждения лежит в плоскости коммуникативного подхода к изучению иностранного языка. Работы, посвященные системе лексических упражнений с позиций коммуникативного подхода, недостаточно представлены в современной отечественной педагогике. Результатом нашего исследования являются рекомендации к составлению системы упражнений, направленных на закрепление лексики и употреблении ее в речи в контексте коммуникативного подхода в преподавании иностранного языка.
Об авторах
А. А. ШирокихРоссия
Широких Алексей Александрович
Новосибирск
К. А. Левчук
Россия
Левчук Карина Анатольевна
Новосибирск
Н. А. Варнакова
Россия
Варнакова Надежда Александровна
Новосибирск
И. В. Попова
Россия
Попова Ирина Владимировна
Новосибирск
А. В. Лисица
Россия
Лисица Анна Викторовна
Новосибирск
А. Д. Иванова
Россия
Иванова Анна Дмитриевна
Новосибирск
Список литературы
1. Герцог О.А., Сикацкая П.А., Позднякова З.Д. Предметно-языковое интегрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе / О.А. Герцог, П.А. Сикацкая, З.Д. Позднякова // Лингвистика и образование. - 2022. - Т. 2. - № 2 (6). - С. 62-70. - https://doi.org/10.48612/astgmu/2022-2-2-62-70. - EDN TNNZOW.
2. Даниелян М.Г., Никитина Е.А. Трудности обучения профессионально- ориентированному аудированию // Обзор педагогических исследований. - 2022. - Т.4. - №1. - С. 11-16. НИУМГСУ.
3. Зайцева С.Е. Коммуникативность как главная черта современного урока иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 396-400.
4. Извекова Т.Ф. Сила противостоять. Основные результаты историкофилософского исследования проблемы соотношения веры и знания в западной и русской философии: экзистологический аспект / Т.Ф. Извекова. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. - 160 с. - EDN VOAMMQ.
5. Комков И.Ф. Обучение связной иноязычной речи в средней школе. - Минск: Народная асвета, 1970. - 159 с.
6. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. - 4-е изд., испр. - М., 1988.
7. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). - М., 1970.
8. Маркова Е.М. Система условно-речевых упражнений в аспекте коммуникативной методики Е.И. Пассова / Е.М. Маркова // Научное наследие Е.И. Пассова в контексте развития иноязычного образования: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Е.И. Пассова, Липецк, 01-02 декабря 2020 года / Под общей редакцией В.Б. Царьковой, А.А. Люлюшина. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 143-148.
9. Медникова Г.А. О некоторых принципах употребления и перевода клинических терминов / Г.А. Медникова, Е.Е. Реморова // Термины в коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Астрахань, 04 февраля 2022 года. - Астрахань: Астраханский государственный медицинский университет, 2022. - С. 74-79. - EDN FYRREY.
10. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Учебный билингвизм// Язык и культура. 2017. - №37. - С. 185-204.
11. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
12. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - С.32.
13. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010.
14. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
15. Позднякова З.Д. Сравнительный анализ современного словарно-справочного потока в условиях новых информационных технологий / З.Д. Позднякова, А.В. Лисица, А.А. Широких // Филологический аспект. - 2022. - № 5(85). - С. 19-23. - EDN QWXNKW.
16. Черединова О.В., Краснова О.А., Романькова М.Н., Токарева Л.В. Классификация и перевод сокращений, используемых в научной медицинской литературе //Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. - 2021. - №4. - С. 79-87. - EDN IZQYNK.
17. Шамов А.Н. 101 идея профессора Е.И. Пассова как весомый вклад в развитие методологии методической науки / А.Н. Шамов // Научное наследие Е.И. Пассова в контексте развития иноязычного образования: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Е.И. Пассова, Липецк, 01-02 декабря 2020 года / Под общей редакцией В.Б. Царьковой, А.А. Люлюшина. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 331-337.
18. Широких А.А., Токарева Л.В., Шабалина Л.А., Лисица А.В., Романькова М.Н. Организация работы с лексикой при составлении учебного пособия по английскому языку в медицинском вузе // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - №5.
19. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. Методика. - М., 2009.
20. Lewis M. The Lexical Approach: the State of ELT and a Way Forward. Boston: Heinlecengage, 2002. - 200 p.
21. Lewis M. Implementing the Lexical Approach: Putting Theory into Practice. Heinle Cengage Learning, 2008. - 223 p.
22. Teaching Collocation - Further Developments in the Lexical Approach / M. Lewis (ed). Hove, England: Language Teaching Publications, 2000. - 245 p.
23. Matsuoka W. Vocabulary learning through reading: Does an ELT course book provide good opportunities? / W. Matsuoka, D. Hirsh // Reading in a Foreign Language. - 2010. - № 22(1). - Pp. 56-70.
Рецензия
Для цитирования:
Широких А.А., Левчук К.А., Варнакова Н.А., Попова И.В., Лисица А.В., Иванова А.Д. Роль лексических единиц в формировании активного и пассивного словарного запаса у студентов, в свете коммуникативного подхода при обучении иностранному языку. Лингвистика и образование. 2022;2(4):83-98. https://doi.org/10.48612/astgmu/2022-2-4-83-98
For citation:
Shirokih A.A., Levchuk K.A., Varnakova N.A., Popova I.V., Lisica A.V., Ivanova A.D. Role of lexical units in formation of active and passive vocabulary in students in communicative approach during foreign language teaching. Title. 2022;2(4):83-98. (In Russ.) https://doi.org/10.48612/astgmu/2022-2-4-83-98