Формирование речевых умений обучающихся на занятиях по дисциплине «История медицины»
https://doi.org/10.29039/2712-9519-2023-1-61-76
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты коммуникативной компетенции и компетентности обучающихся, представлена комплексная методика формирования речевых умений в рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) видах речевой деятельности как неотъемлемых составляющих коммуникативной компетенции на занятиях по дисциплине «История медицины» для франкоговорящих студентов. Теоретической базой послужили публикации отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам разработки и содержания понятий компетенция, коммуникативная компетенция, компетентность. В результате анализа указанных публикаций и опыта педагогической деятельности автором обосновывается вывод о том, что формирование коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности студентов-медиков важно осуществлять не только на языковых дисциплинах, но и в ходе освоения других дисциплин гуманитарного профиля. На основе обобщения собственного педагогического опыта предлагается методика работы по формированию речевых умений.
Об авторе
З. Р. ГречухинаРоссия
Земфира Ришадовна Гречухина, Астрахань
Список литературы
1. Закирьянова А.Х. Формирование у иностранных студентов-медиков диалогических способностей в контексте будущей профессиональной деятельности // Лингвистика и образование. - 2022. - Том 2. - №2(6). - С. 71-81.
2. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. - Перевод В.А. Звегинцева. М.: Издательство Московского университета, 1972. URL: http://genhis.philol.msu.ru/article_206.shtml (дата обращения 08.02.23).
3. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. - № 1(1). - Pp. 1-48.
4. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and Communication. London: Longman, 1983. - Pp. 2-27. 16.
5. Hymes D. On Communicative Competence. In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin. 1972. Literature.
6. Jan A. van Ek. Objectives for foreign language learning. Council for Cultural Cooperation. Council of Europe Publishing, 1996. - 164 p.
7. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с. URL: http://learnteachweb.ru/articles/azimov.pdf (дата обращения 31.01.23).
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-ключевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. - 40 с. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения 11.02.23).
9. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. - М.: Дрофа, 2007. - 256 с.
10. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях: монография. - М.: Еврошкола, 2004. - 233 с.
11. Хуторской A.В. Определение обще-предметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник института образования человека. - M., 2011. - №1. - С. 1-13.
12. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с. URL: http://learnteachweb.ru/articles/azimov.pdf (дата обращения 31.01.23).
13. Гречухина З.Р. Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по дисциплине «История медицины» для франкоговорящих студентов // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. Калуга, 2022. - С. 225-231.
14. Сатретдинова АХ. Специфика обучения речевой культуре иностранных студентов-медиков // Традиции и инновации в преподавании русского языка и культуры речи в высшей школе / Материалы I Международной научно-практической Интернет-конференции // под редакцией Сатретдиновой А.Х. - Издательство ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия», 2013. - 250 с.
15. Касимцева Л.М. Трудности восприятия медицинских терминов студентами // Термины в коммуникативном пространстве. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 296-302.
16. Сатретдинова А.Х., Пенская З.П. Научный дискурс в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Термины в коммуникативном пространстве: материалы научно-практической конференции с международным участием «Дискурсология, терминология, экология языка в современной лингвистике» (11 мая 2018) / отв. редактор С.И. Маджаева. - Астрахань: Изд-во Астраханского ГМУ, 2018. - С. 127-131.
17. Дьякова О.Н., Дьякова Е.М. Учебное пособие для русских и франкоговорящих студентов медицинских вузов (Латинско-русско-французский словарь клинических терминов). - Астрахань, Астраханский ГМУ, 2021. - 206 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гречухина З.Р. Формирование речевых умений обучающихся на занятиях по дисциплине «История медицины». Лингвистика и образование. 2023;3(1):61-76. https://doi.org/10.29039/2712-9519-2023-1-61-76
For citation:
Grechukhina Z.R. Formation of speech skills of students in the discipline “History of medicine”. Title. 2023;3(1):61-76. (In Russ.) https://doi.org/10.29039/2712-9519-2023-1-61-76