Preview

Лингвистика и образование

Расширенный поиск

Образ героя в картине мира носителей русской и китайской лингвокультур

https://doi.org/10.17021/2712-9519-2024-2-100-112

Аннотация

В статье предлагается анализ образа героя в русской и китайской лингвокультуре. Целью исследования было выявление уникального и универсального в картине мира носителей русской и китайской лингвокультур. В качестве сбора материала при исследовании использовался метод свободного ассоциативного эксперимента, при анализе полученных ассоциативных полей – метод семантического гештальта, предложенный Ю.Н. Карауловым. В результате проведенного исследования выявлено, что носители обеих лингвокультур высоко ценят героя как актора, самоотверженного человека. Согласно мнению русских респондентов, главная задача героя – защита родины. Для китайских к этой задаче добавляется помощь стране, партии и народу. Выявлено, что в русской лингвокультуре присутствует обобщенный образ героя, который конкретизируется через известных людей, а в китайской культуре большую часть реакций составляют имена конкретных людей, которые являются, по мнению респондентов, героями.

Об авторах

Цзинь Ян
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Цзинь Ян

Челябинск



Е. В. Харченко
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Елена Владимировна Харченко -доктор филологических наук, профессор

Челябинск



Список литературы

1. Бай Ю., Желтухина М.Р. Дружба как рефлексия ценности в китайских и русских афоризмах: опыт электронного обучения лингвокультурным концептам. Русистика. 2020. – Том 18 (1). – С. 54-68.

2. Небера М.В. Аксиологическая доминанта "семья": специфика представления в лингводидактическом дискурсе (на материале учебников по русскому языку как иностранному). Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. – Том 1 (225). – С. 32-940.

3. Ван Г. Ценности культурных миров в русских и китайских сказках. Вестник Томского государственного университета. История. 2019; 58. – С. 137-144.

4. Ян Цзинь. Образ героя в русской и китайской лингвокультурах (на материале китайско- и русскоязычных пословиц и поговорок). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2022. – Том 19(4). – С. 85-90.

5. Тун Д. Китайские фольклорные сказания как культурное сокровище нации. Обсерватория культуры. 2020. Том 17(4). – С. 438-446.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва: Политиздат, 1990.

7. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urana, 1957.

8. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативновербальной цепи. Языковое сознание и образ мира: сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. Москва: Институт языкознания РАН, 2000. – С. 191-206.

9. Петривняя И.В. Образ мира и его ценности в индивидуальном восприятии человека. Вестник Гуманитарного института. 2015. – Том 1 (15). – С. 5-8.

10. Крылова М.Н. Особенности культурного менталитета современного студента (на основе анализа языка студента). Актуальные направления воспитательной работы университета (опыт Донского ГАУ): монография; под. общ. ред. Е.С. Масловой. Персиановский: ДГАУ, 2016. – С. 107-125.

11. 董存瑞 / 赵刚主编. — 北京:中国民主法制出版社, (红色经典系列) 2013.8 - 176页 (Донг Цунруй / Главный редактор Чжао Ган. – Пекин: Китайская демократия и правовая пресса, (Red Classic Series) 2013. – №. 8. – 176 с.)


Рецензия

Для цитирования:


Ян Ц., Харченко Е.В. Образ героя в картине мира носителей русской и китайской лингвокультур. Лингвистика и образование. 2024;4(2):100-112. https://doi.org/10.17021/2712-9519-2024-2-100-112

For citation:


Yang J., Kharchenko E.V. The image of a hero in the world picture of speakers of Russian and Chinese linguocultures. Linguistics & education. 2024;4(2):100-112. (In Russ.) https://doi.org/10.17021/2712-9519-2024-2-100-112

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9519 (Online)