Роль и свойства грамматикализации в процессе формирования класса предлогов (на материале французского языка)
https://doi.org/10.17021/2712-9519-2024-3-18-31
Аннотация
В статье рассматривается понятие термина «грамматикализация», его интерпретация отечественными и зарубежными авторами. Затрагивается проблема соотношения грамматикализации и лексикализации в процессе формирования предлогов. Авторы статьи предпринимают попытку описать основные характеристики и особенности проявления грамматикализации в формировании предлогов французского языка. В ходе анализа применяются методы описания предложных единиц; деривационный анализ; компонентный анализ (разложение значения и формы предложных единиц на составляющие семантические и грамматические элементы); дистрибутивный анализ (выявление линейных связей предложных единиц, их сочетаемость). Авторы приходят к выводу о конвергентном характере некоторых механизмов грамматикализации, неотъемлемыми свойствами которой являются однонаправленность, градуальность и частичность процесса для определенной формы предлога в конкретный период развития языка, поэтому только диахронический подход дает представление о предлогах как об открытом классе, пополняющемся на каждом этапе истории языка новыми формами в процессе грамматикализации.
Об авторах
З. Р. ГречухинаРоссия
Земфира Ришадовна Гречухина, кандидат филологических наук
Астрахань
Е. Ю. Кислякова
Россия
Евгения Юрьевна Кислякова, доктор филологических наук, профессор
Волгоград
Список литературы
1. Meillet A. Linguistique historique et linguistique générale/ Meillet A. – Paris, Librairie Honoré Champion, 1965, – Pp. 130-148.
2. Benjamin Fagard. La grammaticalisation en question : du latin aux langues romanes modernes. Modèles linguistiques [En ligne], 53 | 2006, mis en ligne le 01 février 2015, consulté le 22 juin 2023. URL: http://journals.openedition.org/ml/523 (дата обращения: 22.06.23).
3. Авагян А.А. Основные аспекты расхождений в исследованиях грамматикализации / А.А. Авагян // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2021. – Т. 18. – № 2. – С. 63-68. – DOI 10.14529/ling210210. – EDN ZVUJUA.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С.Ахманова/ – Москва: Сов. энциклопедия, 1969. – 607 с. 2-е изд., стер. – М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. – 571 с.
5. Гак В.Г. Десемантизация языкового знака в аналитических структурах синтаксиса // Аналитические конструкции в языках различных типов / В.Г. Гак. – М.; Л.: Наука, 1965. – С. 129-142.
6. Trabelsi H. La préposition latine prae, un cas de grammaticalisation ? Pallas [En ligne], 103 | 2017, mis en ligne le 04 avril 2019, consulté le 23 juin 2023. URL: https://doi.org/10.4000/pallas.4115 (дата обращения: 23.06.23).
7. Раевская М.В. Теоретические проблемы изучения предлогов в отечественной лингвистике / М.В. Раевская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2014. – Т. 11. – № 2. – С. 21-24. – EDN SKBBOP.
8. Черкасова Е.Т. Переход полнозначных слов в предлоги / Е.Т. Черкасова. – М.: Наука. 1967. – 280 с.
9. Виноградова Е.Н. Грамматикализация в русском языке: от формы существительного к предлогу (на материале соматизмов) / Е.Н. Виноградова // Вопросы языкознания. – 2016. – № 1. – С. 25-50. – EDN VRFURJ.
10. Виноградова Е.Н. Грамматикализация, лексикализация и прагматикализация (на материале конструкций, включающих предлог ПО) / Е.Н. Виноградова // Вопросы языкознания. – 2023. – № 1. – С. 54-87. – DOI 10.31857/0373-658X.2023.1.54-87. – EDN KTZKTP.
11. Виноградова Е.Н. Мотивированные предлоги и аналоги предлогов: пути грамматикализации / Е.Н. Виноградова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2013. – № 4. – С. 138-163. – EDN REJNZV.
12. Авагян А.А. Значимость диахронического подхода к исследованиям грамматикализации / А.А. Авагян // Stephanos. – 2022. – № 4(54). – С. 84-90. – DOI 10.24249/2309-9917-2022-54-4-84-90. – EDN YBKRTW.
13. Marchello-Nizia C. Le français en diachronie: douze siècles d’évolution / C. Marchello-Nizia, Paris, Ophrys. 1999. – 170 p.
14. Гречухина З.Р. Многозначность как основа синкретизма предлогов / З.Р. Гречухина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2021. – Том 40. – №4. С. 497-509.
15. Гречухина З.Р. Синкретизм полифункциональных предлогов (на материале русского и французского языков): дисс. ….канд. филол. наук.– Москва, 2022. – 208 с.
16. Benjamin Fagard, Walter De Mulder. La formation des prépositions complexes: grammaticalisation ou lexicalisation? Langue française, Armand Colin, 2007. – Pp. 9-29.
17. Benjamin Fagard, Walter de Mulder, Thomas Hoelbeek. Les relateurs – Évolution sémantique des prépositions en français. Grande Grammaire Historique du Français (GGHF), De Gruyter Mouton, 2020. – Pp. 1615-1633.
18. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка: Учебник для вузов/ В.Г. Гак. – М.: Добросвет, 2011. – 832 с.
19. Melis L. La préposition en français. Éditions OPHRYS, 2003. – 150 p.
20. Prévost Sophie. Grammaticalisation, lexicalisation et dégrammaticalisation: des relations complexes. Cahiers de praxématique, Publications de l’Université Paul Valéry, 2006. URL: https://shs.hal.science/halshs-00087998 (дата обращения 23.07.23).
21. TLFi: Trésor de la langue Française informatisé, http://www.atilf.fr/tlfi, ATILF - CNRS & Université de Lorraine (дата обращения 23.07.23).
22. Heine Bernd. 2003 Grammaticalization. The Handbook of Historical Linguistics. Joseph and Janda (eds.), Oxford: Blackwell. – Pp. 575-601.
23. Кислякова Е.Ю. Способы грамматикализации лингвистической категории инакости / Е.Ю. Кислякова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология, Журналистика. – 2013. – № 1. – С. 56-59.
Рецензия
Для цитирования:
Гречухина З.Р., Кислякова Е.Ю. Роль и свойства грамматикализации в процессе формирования класса предлогов (на материале французского языка). Лингвистика и образование. 2024;4(3):18-31. https://doi.org/10.17021/2712-9519-2024-3-18-31
For citation:
Grechukhina Z.R., Kislyakova E.Yu. The role and properties of grammaticalization in the process of forming a class of prepositions (based on the French language). Linguistics & education. 2024;4(3):18-31. (In Russ.) https://doi.org/10.17021/2712-9519-2024-3-18-31











